21 мая 2024 года,
Москва, Holiday Inn Moscow Sokolniki       
 
Присоединяйтесь к группе IKS Data Center Conference     Поделиться с коллегами

Дата-центр по госзаказу: особенности национального проектирования

Статьи

05.04.2015   Автор: Андрей АБРАМОВ, Ольга Антипова

Дата-центр по госзаказу: особенности национального проектирования

Работы по проектированию дата-центров давно принято отдавать на аутсорсинг. Правда, требования клиентов к проектной документации для таких объектов могут сильно различаться.

Ольга Антипова, исполнительный директор ADM Partnership

Ольга Антипова,

исполнительный директор, 
ADM Partnership

Об особенностях работы с государственными заказчиками рассказывают технический директор компании ADM Partnership Андрей АБРАМОВ и Ольга Антипова, ее исполнительный директор.

«ИКС»: Изменилась ли за последние годы структура заказчиков в российской индустрии проектирования и строительства дата-центров?

Ольга АНТИПОВА: Если судить по опыту работы нашей компании, то за последние пару лет профиль клиентов изменился. Доля заказов на проектирование от коммерческих компаний сокращается, а доля заказов от государственных компаний, выполняемых на средства федерального бюджета, увеличивается. В текущем году эта тенденция сохраняется. Причем по госзаказу сейчас строятся дата-центры, имеющие самые разные размеры, энергопотребление, особенности размещения, оснащенность ИТ-оборудованием и т.п. Функционирование этих дата-центров, как правило, предполагает тесную интеграцию с технологическими процессами конкретного предприятия, а это зачастую означает высокую надежность и практически 100%-ную доступность сервисов.

«ИКС»:  В чем особенности работы проектировщика при выполнении таких государственных заказов?

Андрей АБРАМОВ, технический директор ADM Partnership

Андрей АБРАМОВ,

технический директор, 
ADM Partnership 

Андрей АБРАМОВ: Главная особенность состоит в том, что проектную документацию приходится готовить не просто в объеме, достаточном для любого коммерческого заказчика, а в строгом соответствии с Градостроительным кодексом РФ и целым рядом Постановлений Правительства РФ – №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», №145 от 05.03.2007 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и № 840 от 23.09.2013 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов». Кроме того, в отношении подобных проектов действует огромное количество других нормативных актов и федеральных документов, соблюдение которых строго контролируется, так что в итоге объем документации, касающейся выполнения дополнительных расчетов и обоснований, оказывается намного больше объема самого проекта дата-центра.

Для таких проектов в соответствии с нормативными требованиями также необходимо провести целый ряд обследований на местности для оценки воздействия будущего дата-центра на соседние здания и расчета возможных рисков (например, есть нормативы на расстояние между ЦОДом и окружающей застройкой). В проектную документацию должны быть включены разделы, касающиеся гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций и санитарно-защитных зон, – без них проект не пройдет госэкспертизу. Немало времени и сил также требуют расчеты сметной стоимости строительства дата-центра и обоснование этих расчетов, тогда как при коммерческом проектировании таких работ нет вовсе.

«ИКС»: Получается, что дата-центр коммерческой компании проектировать проще и быстрее?

А.А.: С коммерческими компаниями тоже непросто. На этапе проектирования они предпочитают рассматривать несколько вариантов будущего решения, причем чем больше руководитель такой компании погружен в процесс создания дата-центра, тем больше вариантов нужно представить. Компания долго и тщательно оценивает стоимость каждого варианта и лишь затем делает выбор. При строительстве же ЦОДа, финансируемого с привлечением средств федерального бюджета, к моменту проектирования выбранное решение четко определено и закреплено в приказах на проектирование.

У всех заказчиков своя специфика, нельзя сказать, что с одними проектами проще, чем с другими, – это просто работа, такая, какая есть.

«ИКС»: Насколько удлиняет процесс проектирования выполнение всех нормативных требований, расчетов, обоснований и прочего при работе с государственными заказчиками?

А.А.: Грамотные исполнители (к каковым мы себя причисляем), приступая к выполнению проекта, всегда понимают, какие для него нужно провести расчеты, какие оговорить специальные технические условия, в какой последовательности и в каких инстанциях их согласовывать и сколько времени для этого потребуется. Конечно, если все операции выполнять последовательно да еще в несколько итераций, то проект может растянуться на годы. Нужно учитывать, что срок согласования документов во многих государственных организациях занимает 30 календарных дней, т.е. две-три инстанции – и время, за которое надо выполнить проект, фактически закончится. При правильном планировании многие согласования должны начинаться буквально в первый день проектных работ и вестись параллельно с ними, тогда можно уложиться в три-четыре месяца, которые обычно отводятся на этап разработки проекта.

При этом, конечно же, проектировщик должен обладать достаточно высокой инженерной квалификацией для проведения правильных теплотехнических, прочностных и других расчетов, которые в любом случае нужно будет защищать в контролирующих организациях. Добавлю еще, что при работе с госзаказчиком проектировщику не надо тратить время на поиск максимально дешевого решения, выдавая на-гора чуть ли не десяток версий, которые требуют коммерческие клиенты. Госзаказчик имеет определенный бюджет на проектирование, и наша задача – уложиться в эту сумму, обеспечив заданные характеристики и надежность ЦОДа.

«ИКС»: А бюджет у госзаказчика обычно адекватен сложности проекта?

О.А.: Да, госзаказчики уже давно научились считать и поэтому закладывают в бюджет проекта вполне реальные деньги. В этом вопросе они даже намного превосходят коммерческих. Последние в стремлении сэкономить зачастую переходят границы разумного и ждут от проектировщика какого-то волшебного решения, которое будет одновременно дешевым, надежным и быстрым в изготовлении. Но следствием такой политики бывают только долгие и безуспешные поиски недостижимого идеала.

«ИКС»: Интересуют ли сейчас государственного заказчика энергоэффективные решения для дата-центров?

А.А.: Энергоэффективные решения его, конечно, интересуют, но в рамках имеющихся ограничений по качеству и надежности решения. Даже если электроэнергия на данном объекте в дефиците, проектировщику необходимо будет обосновать использование энергоэффективного решения. Снижать надежность за счет повышения энергоэффективности ответственные заказчики не готовы, потому что они хранят в дата-центре не чужие данные, а свои, и от этих данных зависит функционирование всего производства, выпуск продукции и прибыль предприятия. Поэтому на промышленных предприятиях можно найти даже дата-центры (пусть и небольшие по размерам), надежность которых соответствует Tier IV, -- просто там хранятся очень важные данные. В такой ситуации энергоэффективность отходит на второй план. Но обычно на действующем предприятии, если оно было построено лет 40–50 назад, проблем с электричеством или водой не бывает, эти ресурсы в достаточном количестве были подведены туда еще во время строительства.

«ИКС»: Какие произошли изменения в работе проектировщиков с введением санкций и усилением внимания к импортозамещению?

А.А.: Изменения произошли довольно существенные. Если раньше государственная экспертиза и надзорные органы обращали внимание на использование отечественной продукции лишь в небольшом сегменте оборудования, то теперь это касается абсолютно всех систем, деталей и комплектующих вплоть до последнего болта и гайки. Проектировщик теперь должен обосновывать использование любых импортных изделий. Обосновать применение импортных серверов в ЦОДе довольно легко, а вот импортного оборудования для инженерной инфраструктуры – гораздо проблематичнее. Нельзя сказать, что это сильно усложнило проектирование, но следствием новых правил стало то, некоторые иностранные компании, в свое время купившие или построившие заводы на территории России, поспешили сообщить нам о том, какая их продукция официально считается отечественной и, соответственно, может использоваться при проектировании объектов, создаваемых с привлечением финансирования из федерального бюджета.

«ИКС»: Какие проблемы в практике регулирования проектирования дата-центров тормозят технологическое развитие этих объектов?

А.А.: Основной проблемой я считаю отсутствие в текущих нормативных документах привязки к требованиям Uptime Institute, касающихся надежности дата-центров. Эти требования широко используются фактически всеми участниками рынка ЦОДостроения, но нормативно никак не закреплены. В материалах Uptime Institute содержится много ценной информации, наработанной многолетним опытом строительства и эксплуатации тысяч площадок по всему миру, и локализация этих норм в российской нормативно-технической базе была бы полезна для повышения качества проектирования и строительства.

Конечно, любой государственный заказчик теоретически может в техническом задании и в задании на проектирование сослаться на эти нормы, но поступать так он не обязан, а в условиях нынешней ситуации с импортозамещением это даже потребует от него определенного мужества. Понятно, что о сертификации дата-центров государственных организаций речь не идет, но техническая составляющая норм Uptime Institute несет в себе большой положительный потенциал, который надо бы использовать. Это необходимо и в свете реализации недавно принятого федерального закона о хранении персональных данных на территории страны: храниться данные должны все-таки не в ИТ-сараях, а в полноценных ЦОДах, следовательно, должны быть утверждены официальные требования к надежности дата-центров. И вполне логично было бы не изобретать велосипед, а сформулировать такие требования путем адаптации к российской специфике проверенных временем норм Uptime Institute. Вопрос этот давно назрел.

 

 

  

www.admpartnership.ru

СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ 2024

Генеральный спонсор
Платиновый спонсор
Платиновый спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Золотой спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Серебряный спонсор
Бронзовый спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Партнёр выставки
Партнёр выставки
Партнёр выставки